План по продажам «Суперджетов» провалился
Череда неурядиц, включающая в себя катастрофу, унесшую жизни 41 человека, не могла не повлиять на продажи авиалайнера Sukhoi Superjet 100. Даже скорректированный план по продажам этого самолета «Гражданские самолеты Сухого» провалили — в 2019 году был отгружен всего один самолет.
Как сообщает РБК, скорее всего, до конца года будет заключен контракт на поставку еще пяти бортов для «Аэрофлота». Однако достичь даже минимальной планки в 16 проданных машин все равно не получится, причем изначально планировалось реализовать 20−25. Авиакомпания заплатит за каждый «Суперджет» примерно по 3 млрд рублей ($46,92 млн). В 2013 году представители производителя заявляли, что окупаемость проекта возможна только при отгрузке 60 машин в год. Причин для столь печальной статистике две — хорошая и плохая.
Первая заключается в том, что рынок ждет отмены ставки НДС на самолеты отечественного производства. А вторая — общее негативное впечатление от модели у клиентов, обусловленное и недавней катастрофой, и проблемами с обслуживанием и затянувшимися переговорами о поставках с главным заказчиком. «Аэрофлот» и «Гражданские самолеты Сухого» до сих пор не могут придти к соглашению по контракту от сентября 2018 года.
Полугосударственный «Аэрофлот» и так является крупнейшим эксплуатантом самолетов данной модели — около 50 машин из 154 поставленных всем покупателям (на декабрь 2019). Ожидается, что к 2026 году в парке этой авиакомпании будет сотня SSJ-100. Планы по выпуску и продажам «Суперджетов» срываются не первый год, но если в 2013−14 гг. это еще можно было оправдать доработкой конструкции и устранением «детских болезней», то сейчас этот лайнер полностью освоен как на конвейере, так и в парках перевозчиков.
«Гражданские самолеты Сухого» не раз критиковали за неудовлетворительное послепродажное обслуживание лайнеров. В некоторые периоды до половины парка Sukhoi Superjet 100 не могли летать из-за того, что требовали мелкого или серьезного ремонта, а запчастей для них не было. И даже в тех случаях когда поставка необходимых материалов осуществлялась, стоимость обслуживания в пересчете на летный час оказывалась выше, чем у конкурентов. Так, крупнейший зарубежный эксплуатант — мексиканский перевозчик Interjet — отказывается от всех 22-х своих «Суперджетов» по экономическим причинам.
Первый постсоветский отечественный авиалайнер преследуют неудачи с самого начала активных полетов. Еще на стадии испытаний в 2012 году произошла первая катастрофа — из-за ошибки пилотов самолет врезался в гору. Тогда погибли все 45 человек, находившихся на борту. В мае 2019 года произошла вторая катастрофа «Суперджета»: в результате жесткой посадки сразу после вылета из Шереметьево загорелся рейс SU-1492. 41 человек погиб, расследование продолжается.