Medal of Honor, вышедшая в 1999 году на PlayStation, открыла эру голливудских шутеров «про Вторую мировую». Затем по стопам Electronic Arts и Спилберга прошли все кому не лень. Самые успешные подражатели, авторы Call of Duty, подавали одно и то же блюдо аж трижды (не считая консольных версий). Правда, именно они догадались сменить шаблон — Call of Duty 4: Modern Warfare отправила фрицев на пенсию, заменив их арабскими террористами и «плохими русскими».
Эксперимент принес Activision миллионы долларов. Два-три года назад можно было сказать, что EA, которая мучительно хотела выпустить собственный FPS-блокбастер, просто не могла игнорировать этот вызов. Но сегодня, когда у нее есть превосходная Bad Company 2, симметричный ответ конкурентам — не более чем навязчивая идея.
Медаль отчета Новая Medal of Honor, посвященная заре боевых действий в Афганистане, зачата не в творческом порыве, а с алчным блеском в глазах. Менеджеры поставили перед студией Danger Close Games незамысловатую задачу — в точности воспроизвести Call of Duty. Впрочем, выходцы из EA Los Angeles не тянут даже на талантливых ремесленников, так что копия получилась посредственной.
Это не столько игра, сколько скриптовый аттракцион. Герои бегут по узкому коридору от одной сценки к другой, выписывая билеты на тот свет десяткам врагов. Свернуть с маршрута, намеченного разработчиками, нельзя. В лучшем случае уткнетесь в невидимую стену. Упрямых направляют на путь истинный пинками — например, сверхъестественно меткими пулеметными очередями. После просторных локаций из обеих Bad Company, изобилующих разрушаемыми объектами, такие ограничения подобны кандалам.
Срежиссированные эпизоды, ради которых все и затевалось, впечатляют редко. Конечно, есть приятные исключения. Вы наверняка вздрогнете от пары-тройки талибских сюрпризов. Порой Medal of Honor оборачивается пафосным зрелищем — скажем, когда AC-130 начинает утюжить руины, где десантники играют с моджахедами в кошки-мышки. Большая часть времени отведена банальным зарисовкам: «в двадцатый раз подождать, пока товарищи сгруппируются у двери и „зачистят“ дом», «подтянуться на руке напарника» и т. п. Очевидно, что война — дело рутинное и невеселое, но Medal of Honor — не дотошный симулятор, а экшен для широкой аудитории. Унылость ему совсем не к лицу.
Еще одна причина для скуки — ужасно монотонный пейзаж. Декорации почти неизменны: на протяжении всей игры перед нами проплывают жалкие деревушки и скалы, присыпанные снегом. Смотреть тут вообще не на что, даже в PC-версии движок выдает печальную картинку, не говоря уже о консолях. Единственное оригинальное место — кладбище самолетов в аэропорту Баграм, хотя мы видели его в Modern Warfare 2, и там оно выглядело лучше. Ассоциации с проектом Infinity Ward навевает и рваный стиль подачи сюжета.
В отличие от коллег, сценаристы Danger Close Games придумали связную историю. Звезд с неба она, увы, не хватает: американцы без конца ищут неприятности, чтобы в последний момент выпутаться из них. Чаще всего десантники встречают дюжину воинов Аллаха и превращают их в решето, затем из ближайших кустов выползает еще сотня. Отважные защитники демократии вызывают поддержку с воздуха, и через пару минут F-15 загоняют аборигенов обратно в пещеры. Я так и не смог поверить, что победа мощнейшей армии в мире над варварской ордой, вооруженной ветхой продукцией советского ВПК и разъезжающей на ишаках, — великий подвиг.
Правда о Tier 1 Рекламные ролики упирали на то, что Medal of Honor очень правдоподобна, ведь авторов консультировали спецназовцы, сражавшиеся в Афганистане. Что им рассказали ветераны, из игры понять невозможно. Солдаты на экране действуют так же, как в остальных военных шутерах, радиообмен не перегружен специфическим сленгом (разве что термин «danger close» мусолят при каждом удобном случае). Реализма — примерно столько же, сколько в Modern Warfare 2. С одной стороны, пули жалят гораздо больнее. С другой, счетчик патронов потерял всякий смысл — соратники подбрасывают боеприпасы. Дистанции боя смешные, здоровье восстанавливается автоматически — в общем, все по современным стандартам.
Аркадные вставки и ситуации, в которых геймплей отходит от привычных лекал, не спасают Medal of Honor — слишком уж они примитивны. Эпизоды, где необходима скрытность, под завязку напичканы скриптами. Поездки на квадроциклах безопасны — нужно бездумно доехать от старта до финиша. Стрельба из крупнокалиберной снайперской винтовки с тепловизором, ведение огня с «Апача» или «подсветка» лазером целей для авиаударов тоже рассчитаны на паралитиков, не любящих проигрывать. Если вас привлекают такие забавы, лучше бесплатно посмотреть в YouTube запись с борта AH-64, расправляющегося с партизанами.
«Мясо» по-афгански
По окончании одиночной кампании, на которую вряд ли уйдет больше пяти часов, можно заглянуть в мультиплеер, но и с ним знакомство долгим не будет. Из четырех режимов какой-то интерес представляет лишь Combat Mission: одна команда поочередно выполняет различные задачи (захватывает точки или подрывает ключевые объекты), а другая ей мешает.
Как и в «сингле», здесь все портит ничтожный масштаб. Схожие операции в Bad Company 2 проходили на картах приличных размеров. Танки и вертолеты не могли двигаться совсем свободно, но стесненными себя точно не чувствовали. В узких ущельях и на тесных улочках Medal of Honor машины не разъедутся, поэтому американцы получают БМП «Брэдли» по праздникам, а талибам «противнику» не положено и этой малости.
Перестрелки в «туннелях» шириной 15 метров неизбежно деградируют в беспросветно тупую резню. Судя по Team Fortress 2, столь камерные битвы бывают увлекательными при наличии классов. Однако MoH предложила только автоматчиков, снайперов и гранатометчиков. Предпосылок для взаимовыручки нет — бойцы не умеют ничего, кроме уничтожения себе подобных и заказа «бонусов» за серии убийств. Если вы потратите на Medal of Honor несколько дней и заработаете доступ к более совершенному снаряжению, суть не изменится. Мультиплеер был обречен еще до рождения — ему нечего противопоставить Bad Company 2, Modern Warfare 2 и грядущей Call of Duty: Black Ops. И это сделала DICE?
* * * Medal of Honor вообще плохо подходит к сегодняшнему образу Electronic Arts — чуть ли не самой «человечной» из игровых мегакорпораций, готовой к экспериментам типа Spore и Mirror's Edge, выпускающей RPG на все вкусы и реанимирующей Need for Speed. Дебютный проект Danger Close Games напоминает о годах, когда EA была мрачной фабрикой, чей конвейер стабильно выплевывал бездушные «продукты по брендам». Концовка Medal of Honor, сулящая продолжение практически открытым текстом, наводит на грустные мысли — не возвращается ли компания к старым методам?