Новый псевдотрехмерный графический движок.
Герой лично принимает участие в сражении в качестве отдельного юнита.
Герой может передвигаться по карте без армии, как и существа без него.
Зелья как новый тип артефактов, используемые героями.
Некоторые артефакты действуют только на героев, некоторые - на существ, другие - на всех.
Изменены противоборствующие стороны: теперь это Хаос и Порядок, Сила и Природа, Жизнь и Смерть.
Переработана магическая система: у каждой стороны есть одноимённая школа магии. Исключение — Сила, эта сторона обходится без магии.
Существует всего 4 уровня монстров. Улучшения у существ отсутствуют. Строить жилища существ в городах можно только 5 из 8, т.е. в городах игрок выбирает, какой тип существ определенного уровня он желает построить, зато другой тип будет недоступен. Исключение - жилища 1 уровня.
Прирост существ осуществляется ежедневно, а не еженедельно, как в остальных частях серии
Рынок (служит для обмена ресурсов) теперь не нужно строить — он всегда доступен из игрового меню. Но и курс обмена теперь фиксирован.
Появилась новая постройка в городах — «караван» — позволяющая доставлять в город существ из отдельных жилищ на карте и перемещать войска между городами.
На карте присутствует «туман войны», который скрывает передвижение вражеских войск. Даже на открытых территориях не всегда можно увидеть врагов, только если рядом находится дружественная армия или постройка.
В редакторе карт появилась возможность создавать собственные скрипты, тем самым коренным образом меняя прохождение карт.