Ошибка

7 причин, почему отечественное кино не привлекает зрителя [Статья / Кино]

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

L

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 11878

Украина
Рейтинг

post 25-Июл-2016 23:18 4[+]

[Цитировать] 


Меня зовут Артур, и я занимаюсь так называемым стратегическим планированием маркетинга в отечественном кинопроизводстве. Это когда еще на этапе предпродакшена мы вместе с продюсером начинаем прикидывать, как «продавать» фильм потенциальным аудиториям: прокатчику, экспертному совету Фонда кино, букерам, непосредственным посетителям кинотеатров наконец. Но это — идеальная картина, и бывает она только в идеальных условиях. То есть никогда. На деле же каждый раз вылезает множество незаметных для стороннего взгляда деталей, которые зачастую могут похоронить самый достойный релиз. В этом блоге мы будем разбирать примеры успешных и не очень промо-кампаний, изучать мировые и отечественные тенденции и, надеюсь, совместными усилиями избавимся наконец от вредного убеждения, что «хорошему товару реклама не нужна».

**

Существует мнение, что отечественная аудитория гораздо активнее ходит на зарубежные фильмы простому потому, что в России кино снимать не умеют. Мнение понятное, но не совсем корректное: каждый из вас наверняка вспомнит вызвавшую всеобщий ажиотаж пустышку отечественного производства — на этот фильм народ шел валом. Почему? И почему в очередной раз не пошли на отечественную картину по-настоящему мирового уровня?

Именно на этом я предлагаю сконцентрироваться в первой публикации блога — проблемы с маркетингом в отечественной киноиндустрии, которые мешают сделать даже выдающуюся картину привлекательной для аудитории.

За 10 лет в киноиндустрии и 7 лет непосредственно в маркетинговой ее части я снова и снова сталкивался с одними и теми же моделями поведения, логическими тупиками и граблями, на которые наступали продюсеры вне зависимости от своего опыта и из-за чего страдали промо-кампании даже заслуживающих внимания фильмов.

И начинается все с
продюсера…
http://www.kinopoisk.ru/images/blog_kp/original_1469117516_p1ao73kg551bapgem19qitqp1r0q3.jpg

Отечественный продюсер боится делегировать ответственность

Отечественный продюсер или другой человек, являющийся главным в проекте (зачастую это режиссер, выполняющий функции сопродюсера), уверен в собственном видении всех аспектов проекта — от подготовки сценария до того, каким именно изданиям нужно давать интервью за неделю до релиза. В большинстве случаев это приводит к плачевным последствиям — и не столько из-за того, что продюсер чего-то не знает или не понимает, сколько из-за того, что он два года варится внутри проекта и уже просто не способен воспринимать его адекватно. Во многом для этого нужны люди со стороны — для взгляда с этой самой стороны.

После общения с отечественными кинопроизводителями для меня было удивительно услышать от Джона Огаста — сценариста не только многих фильмов Тима Бертона, но и дилогии «Ангелы Чарли» — историю о том, как создавалась первая часть «Ангелов». Во время съемок режиссер МакДжи впал в креативный раж и снимал значительно больше запланированного объема материала, зачастую отклоняясь от сценария довольно существенно. В итоге после первой монтажной сборки выяснилось, что фильм не соответствует ничьим ожиданиям и, в общем-то, выглядит довольно сумбурно — в плохом смысле.

С монтажом безуспешно мучились несколько месяцев, пока головной офис Sony, не предложил всей творческой группе отвлечься и зайти в маркетинговый отдел студии, где из имевшихся материалов уже приготовили первую версию трейлера. На просмотр они шли готовыми ругаться с маркетинговым отделом, но как только увидели трейлер не существовавшей пока картины на большом экране, вся группа переглянулась, и во взглядах читалось: «Вот оно! Вот наш фильм!» После этого очень быстро был сдан финальный монтаж фильма, сделанный на основе увиденного трейлера.

Я не видел подобных прецедентов на отечественной земле, но многократно сталкивался с тем, как продюсер или режиссер рассказывают человеку, ответственному за трейлер, что он ничего не понимает, что его ролик слишком простой, что он рассчитан на быдло в то время, как сам фильм — многослойный, что в минутный тизер нужно засунуть не только представление всех персонажей, но и весь сюжет фильма, а если не можешь — ты плохой профессионал.

Если подвести некий итог, то можно сказать, что отечественные продюсеры считают практически всех вокруг себя дилетантами, которым нельзя доверять ни капли ответственности. И в какой-то степени они правы, потому что…

В отечественной киноиндустрии действительно много дилетантов

Мероприятие, организованное в рамках Кинотавра или другого кинорынка, интервью с актерами и создателями, которых нужно отправить к Урганту, а также шумная премьера, о которой напишут в дежурных трех изданиях, посвященных кино — это не маркетинговая стратегия. Но, к сожалению, на этом заканчиваются знания и понимание продвижения у людей, за это самое продвижение ответственных, а так как рынок довольно узкий, люди одни и те же, а продюсеры продолжают покупать услуги, то, вроде, и квалификацию повышать незачем.

Вы, кстати, обращали внимание на то, что основная движуха по фильму начинается за пару недель до его премьеры? Да, в Голливуде так же, мы знаем, но объемы этой движухи несоразмерны. Там это связано с тем, что за две недели до премьеры начинается ажиотажный период, которым управляет сама студия, у нас это связано с тем, что ранее, чем за две недели до релиза просто ничего не происходило. И тут вылезает на свет еще одна беда…
http://www.kinopoisk.ru/images/blog_kp/original_1469117536_p1ao73kqvv1p3alic19m41p9gc394.jpg

У нас не понимают, что значение имеют системные действия, а не единичные

Отечественные продюсеры то и дело экспериментируют, обращаясь в «креативные» агентства в надежде, что те предложат что-то, что одним движением привлечет миллионы зрителей в кинотеатры. Некую волшебную кнопку, нажав на которую один раз, ты обеспечиваешь себе успех без дополнительных усилий.

Я был свидетелем того, как подобное агентство предлагало продюсерам, например, кампанию, в рамках которой звезды фильма будут на графических материалах побитыми — с фингалами и кровоподтеками. «Так мы привлечем к себе внимание и заставим о нас говорить». Что делать после того, как внимание будет привлечено, агентство не сказало. Таких историй — десятки. Каждое из этих агентств получило огромные деньги — за одну «креативную» идею, которая так и не была реализована.

И что самое болезненное — именно таких идей и ждут продюсеры.

За рубежом тебя, конечно, не поднимут на смех, если ты предложишь сделать забавный постер для «Дэдпула» в стиле романтических мелодрам, но спросят: а что мы будем делать помимо этого? Там понимают, что системные действия имеют гораздо большую силу, чем какое-то одно событие, привлекшее внимание, но забытое через два дня.

Российским же студиям все еще нужен «креатив», словно мы в 90-х годах из пелевинского «Поколения П». И тут становится понятно, что…
http://www.kinopoisk.ru/images/blog_kp/original_1469117538_p1ao73l2puslp1di51v9o1a1bcq5.jpg

У нас неправильно формулируют цели

За всем этим «креативом» и «привлечением внимания» почти всегда в результате теряются из вида по-настоящему важные для проката и успеха картины вещи. 90 % из тех представителей индустрии, с кем я пересекался, озвучивали цель «привлечь внимание» и лишь 10 % заявляли в качестве цели «вызвать у аудитории желание сходить на фильм в кино».

Согласитесь, это очень разные цели, которые достигаются разными средствами и приводят к разным результатам. Вирусный ролик про девушку на мотоцикле, которая забрасывала мусор обратно в машины, из которых он вылетал, был признан очень удачным не только у нас, но и за рубежом, но кто после него захотел пойти на фильм «Неуловимые»? Или даже просто понял, что ролик существовал в рамках промо-кампании этого фильма.

В итоге получается, что, не имея четкого представления о том, как, что и почему следует делать, продюсер принимает решение делать все подряд, что приходит в голову — что-нибудь привлечет чье-нибудь внимание. Хотя гораздо проще и эффективнее было бы обращаться непосредственно к целевой аудитории через близкие ей каналы, но тут вылезает следующий пункт…

У нас редко понимают, кто является целевой аудиторией фильма

Рецепт гарантированной неудачи — это, как мы знаем, попытаться понравиться всем. Тем не менее снова и снова при подготовке рекламных материалов можно услышать что-нибудь вроде «а чего у нас только одна звезда на плакате? Их же в фильме пятнадцать! Давайте всех и поместим, а то женщины/мужчины получаются не охваченными!»

Ведь наша аудитория — все!

И это мы еще не рассматривали заслуженных «творцов», которые искренне считают, что ничего делать не нужно, потому что зритель «сам придет». Эти люди привыкли к тому, что к ним действительно многое приходит «само», включая финансирование для нового проекта, а если фильм проваливается в прокате — это просто аудитория уже не та, что прежде, не способная оценить. Но аудитория и не знала, что ей нужно что-то оценивать и не пошла в кино по одной простой причине…
http://www.kinopoisk.ru/images/blog_kp/original_1469117962_p1ao74211agmt3bf1jbk13cl11793.jpg

У нас не понимают, что желание аудитории нужно сначала пробудить

Аудитория не знает, что хочет сходить на тот или иной фильм — этому знанию просто не откуда взяться, потому что желание никто не пытался пробудить.

Очень редко, когда этот этап происходит без особых усилий. Для этого нужно, чтобы в названии вашего фильма стояли, например, слова «Звездные войны» или «Гарри Поттер», в большинстве же других случаев аудитория вообще не в курсе, что это вы там сделали и почему это должно быть ей интересно.

Не спорю, есть преданные поклонники Сергея Соловьева, которые с радостью пойдут на его фильм «КЕ-ДЫ», но таких — меньшинство. Всем остальным же потенциальную ценность этого фильма нужно донести, например, с помощью трейлера.

И тут возникает вопрос: пробуждает ли трейлер фильма «КЕ-ДЫ» желание сходить на него в кино или даже просто посмотреть дома?

В наше интернетовское время это довольно просто увидеть, удалось ли вам пробудить интерес аудитории. Ажиотаж легко отличить от безразличия, но и его нужно уметь использовать…

У нас не понимают, как работает ажиотаж и как создать его своими руками

Есть отечественные бренды, которым гарантированно внимание публики, — например, мультфильмы про богатырей, выходящие в новогодние каникулы. Есть фильмы, выпускаемые при поддержке одного из федеральных каналов — и тогда весь этот канал заливают рекламой, что по идее должно обеспечить ему успех в прокате.

Почему же тогда случается, что федеральный канал завален рекламой, а очередей в кассы и ажиотажа у входа в кинотеатры нет? Потому что продюсеры скопировали только внешний фактор чужого успеха, не вникнув в суть.

Отсутствие понимания того, как работают некоторые механизмы, привело индустрию к более-менее однотипному поведению на большинстве релизов: партнеримся с каким-нибудь крупным ресурсом, брендируем его, устраиваем премьеру со звездами, покупаем размещение положительных пользовательских рецензий на киношных сайтах, накручиваем оценку. Ну и хватит.

Когда через неделю оказывается, что на фильм никто не пошел, купленные рецензии удалены, а накрученная оценка обрезана автоматическим алгоритмом, сознание человека, прожившего с фильмом несколько лет, не всегда позволяет адекватно воспринять реальность. Виноватыми оказываются тупые зрители, выбравшие что-то иное, КиноПоиск с его неправильными оценками, и, конечно, тот несчастный паренек, запостивший у себя в соцсети отрицательный отзыв.

**

По итогам прочтения картина, наверное, сложилась совсем неприглядная, но наше кино существует как явление и периодически дарит аудитории поводы не только для радости, но и для настоящей гордости. А это значит, что люди работают и что кто-то делает что-то не так, как большинство.

Помимо типажей, описанных в посте, я сталкивался и с по-настоящему профессиональными продюсерами, которые находятся в процессе постоянного поиска и непрерывного роста. Именно для них и для всех остальных, кому интересно, как продвигают кино в мире, мы продолжим углубляться в маркетинговые хитрости, разбирая, как провальные кейсы, так и неожиданные хиты, принесшие студиям миллиарды долларов.

info [Профиль]  [ЛС] 

reverz

Пол: Пол:Муж

Стаж: 12 лет

Сообщений: 597

СССР
Рейтинг

post 25-Июл-2016 23:30 (спустя 11 минут) [-]11[+]

[Цитировать] 

Я думал что всего одна причина, по которой отечественное кино не привлекает. Оказывается вон оно как все закручено.

Вообще Артур молодец, хотя бы честно пишет что занимается мол так называемым стратегическим планированием маркетинга, но дальше увы не пишет что в так называемом отечественном кинопроизводстве...
info [Профиль]  [ЛС] 

ValeraDevil123

Пол: Пол:Муж

Стаж: 9 лет 9 месяцев

Сообщений: 1417

Россия
Рейтинг

post 26-Июл-2016 00:06 (спустя 35 минут) [-]17[+]

[Цитировать] 

reverz
как с языка снял. Причина ровно одна - качество наших фильмов. А точнее его отсутствие.
info [Профиль]  [ЛС] 

marko

Стаж: 13 лет

Сообщений: 1162

Рейтинг

post 26-Июл-2016 00:26 (спустя 20 минут) [-]0[+]

[Цитировать] 

ну и присоединюсь к ораторам что выше .

_________________
info [Профиль]  [ЛС] 

zed22

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 1016

Россия
Рейтинг

post 26-Июл-2016 01:04 (спустя 37 минут) [-]3[+]

[Цитировать] 

Я прочел статью несколько раз. И даже готов проверить в то, что ее автор - маркетолог.
Потому что он назвал много причин, почему сложно привлечь зрителя.
Но он ничего не сказал о том, как сделать так, чтобы с таким трудом привлеченный зритель не встал посреди сеанса и ушел (или досмотрел скачанный с торрента фильм на перемотке и сразу удалил его).
Проблема "Горько", "Утомленных солнцем" и "Сволочей" вовсе не в том, что их не сумели правильно представить зрителю.
info [Профиль]  [ЛС] 

Merutsu

Пол: Пол:Муж

Стаж: 12 лет

Сообщений: 191

Рейтинг

post 26-Июл-2016 01:14 (спустя 9 минут) [-]0[+]

[Цитировать] 

zed22 писал(а):

Но он ничего не сказал о том, как сделать так, чтобы с таким трудом привлеченный зритель не встал посреди сеанса и ушел (или досмотрел скачанный с торрента фильм на перемотке и сразу удалил его).
потому что скорее всего это уже не проблема маркетолога )
info [Профиль]  [ЛС] 

reverz

Пол: Пол:Муж

Стаж: 12 лет

Сообщений: 597

СССР
Рейтинг

post 26-Июл-2016 01:38 (спустя 24 минуты) [-]-1[+]

[Цитировать] 

Merutsu А так называемого режиссера.
info [Профиль]  [ЛС] 

Enix

Стаж: 14 лет

Сообщений: 982

Предупреждений: 1

Рейтинг

post 26-Июл-2016 02:06 (спустя 27 минут) [-]-1[+]

[Цитировать] 

Тут хватило бы и одной причины с "ЯН" на конце.
info [Профиль]  [ЛС] 

hitorix

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 603

Рейтинг

post 26-Июл-2016 02:28 (спустя 22 минуты) [-]2[+]

[Цитировать] 

причины две - моральный уровень населения в стране и enjoy movies
и это замкнутый круг: грубо говоря, пока быдло идет на подобные фильмы (и они окупаются) - их и будут продолжать снимать и показывать.
а зачем что-то менять?
info [Профиль]  [ЛС] 

eugenek13

Пол: Пол:Муж

Стаж: 9 лет 2 месяца

Сообщений: 1411

Рейтинг

post 26-Июл-2016 02:50 (спустя 21 минута) [-]1[+]

[Цитировать] 

hitorix писал(а):

причины две - моральный уровень населения в стране и enjoy movies
и это замкнутый круг: грубо говоря, пока быдло идет на подобные фильмы (и они окупаются) - их и будут продолжать снимать и показывать.
а зачем что-то менять?
Значит, проблемы нет — зритель на фильмы ходит, они окупаются? Чего тогда маркетолог переживает...
info [Профиль]  [ЛС] 

Shakaaho

Пол: Пол:Муж

Стаж: 9 лет 10 месяцев

Сообщений: 1616

Россия
Рейтинг

post 26-Июл-2016 03:48 (спустя 58 минут) [-]1[+]

[Цитировать] 

Ладно фильмы, а сериалы-то какие..... одни менты "крутые".

_________________
Экономьте электричество, выключайте Caps Loock!
info [Профиль]  [ЛС] 

Lindbergh

Пол: Пол:Муж

Стаж: 8 лет 7 месяцев

Сообщений: 161

Реюньон
Рейтинг

post 26-Июл-2016 04:35 (спустя 46 минут) [-]-8[+]

[Цитировать] 

Из современного российского кинематографа могу выделить разве что "Левиафана" (особенно сцена с китами тронула), "Груз 200" (сцена с вываливанием трупа парня-солдата в кровать насилуемой девушки) и "Высоцкий, спасибо, что живой" (контраст культовости главного героя и человеческой простоты с непосредственностью, обременённой наркотической зависимостью). Больше ничего не запомнилось и ничего не заинтересовало. Нужно для людей снимать и про людей. И не равняться на Голливуд (LA). Нужно пробовать снять что-то своё, самобытное, искать свой путь, своего зрителя. Необязательно такое удручающее и упадническое, как те фильмы, что я перечислил. Совсем нет. Можно, наоборот, даже жизнеутверждающее и патриотическое, не побоюсь этого слова. Но только осторожно. И только потом думать о маркетинге и рекламе.

Моё мнение.
info [Профиль]  [ЛС] 

Shredinger

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 3787

Предупреждений: 2

Россия
Рейтинг

post 26-Июл-2016 04:39 (спустя 4 минуты) [-]0[+]

[Цитировать] 

eugenek13, полагаю он подразумевал, что привычная мораль в стране похерена (ах, если бы), что вызывает отторжение фильмов пытающихся вернуть порядки с ней связанные. Честно говоря, не думаю что эта группа людей хоть на сколько-нибудь значительна, это больше похоже на очередную идею, с которой тупо приятно дружно согласится. Людей так поступающих, я за людей не считаю, если что. Второй фактор - лёгкие фильмы-развлекашки без особой смысловой нагрузки. Их конечно делают и у нас, но получается какой-то уровень тв-3. Более серьёзные фильмы у нас делают весьма недурно, на мой взгляд, и тут я не согласен с мнением большинства, просто оно само не врубается в причины "рвотного рефлекса". Забавно, что те же, или весьма похожие ценности продвигают поделия и других стран, но они уже не ассоциируются с якобы "заклеймёнными" порядками.
Lindbergh, а мне вот вторая Ирония Судьбы понравилась :З

_________________
Единение через разнообразие.
info [Профиль]  [ЛС] 

Iras

Стаж: 14 лет

Сообщений: 6034

Предупреждений: 1

Россия
Рейтинг

post 26-Июл-2016 06:43 (спустя 2 часа 3 минуты) [-]12[+]

[Цитировать] 

1) У нас нет своих идей. На что не посмотри - либо попытка переврать Голливудский сюжет\сериал, либо "римейк" классики.
2) Если не вышеперечисленное - тогда Михалков, снимающий фильм о Михалкове, с Михалковым в роли Михалкова. Что хуже - неизвестно.
3) Фильмы у нас снимают в первую очередь ради рекламы. Наглый продактплейсмент, сжирающий чуть ли не половину хронометража - выбешивает начисто.
4) Жанр - Российская "Комедия". Очень трудно описать его так, чтобы не словить пред и молчанку, потому как кроме мата на ум не приходит ничего. В 90% случаев это такая ядерная смесь серости, тупости, жопно-сортирного юмора (не путать с трэшем) уровня ТыЭнТы и закосов под американские культовые комедии, что уже при просмотре трейлера возникают стойкие рвотные позывы.
5) Такое чувство, что через съемки фильмов идет отмывание денег, потому как министерство "культуры" выдает огромные суммы на такие высеры, что просто абзац.
6) Редко видишь в кино что либо новое. Обычно сюжет - "доярка из Подпердюйска влюбляет в себя миллиардера", "один честный мент против бандитов." Что то действительно интересное с неожиданными сюжетными ходами (типа Мажора) - это как жемчужина в огромной куче вонючего навоза.
7) (субъективно) Одни и те же рожи на экране. Ну реально, когда в n-ный раз видишь одного и того же актера, которого пихают куда не попадя - дико устаешь.

Единственный фильм за весь год наш который получился "более-менее" - Экипаж. Пересняли, но хотя бы не особо халтуря. Больше на ум ничего не идет.
info [Профиль]  [ЛС] 

AFILEXO

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 1352

Россия
Рейтинг

post 26-Июл-2016 08:16 (спустя 1 час 33 минуты) [-]0[+]

[Цитировать] 

Экипаж и Левиафан очень понравились,соглашусь с постом выше.
2 раза пересмотрел "Хардкор-генри" фильм от которого к стулу прилипаешь из за постоянного действия на экране.
info [Профиль]  [ЛС] 

HimX12

Пол: Пол:Муж

Стаж: 12 лет

Сообщений: 139

Рейтинг

post 26-Июл-2016 08:58 (спустя 41 минута) [-]8[+]

[Цитировать] 

всё , что описал автор говорит о том, что у нас нет системы, а точнее налаженного механизма производства фильмов (от производителя до конечного пользователя). И такой бардак не только в кинематографе, он и в спорте, он и в музыкальном бизнесе и в юмористической эстраде, да вообще во всех сферах российской жизни. Корень проблемы я вижу в отсутствии профессиональных и талантливых кадров (особенно на руководящих местах). Скорее всего они есть, но их не пускают в уже занятые "ниши", потому как в них уже сформировался семейный бизнес. В доказательство к этому, достаточно посмотреть фамилии российских продюсеров, режиссёров и так далее. Практически все они чьи-то дети, браты, сваты... Большинству из них место подготовлено уже со школьной скамьи, и не важно что он не обладает нужными талантами, главное что он будет пристроен и обеспечен "куском хлеба". Отсюда и качество производимого продукта данными людьми.
info [Профиль]  [ЛС] 

Giltias

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 1217

Россия
Рейтинг

post 26-Июл-2016 10:49 (спустя 1 час 50 минут) [-]2[+]

[Цитировать] 

Это все, конечно, здорово. Но никоим образом не отменяет того факта, что у нас массово снимают разное говно, зачастую еще и спонсируемое Фондом кино и Минкультом. Из всего виденного в последние годы хороши были только фильмы Квартета И да Пиковая дама и Маршрут построен. И то в случае последних важно четкое понимание, что хороши они именно в родном кинематографе. На Западе они еле-еле с натяжкой пройдут в типичный середнячок.
Так что пока народ ходит на ублюдские комедии вроде фильмов Сарика и Горько, ничего не изменится. Все так же единственным оправданием существования этих фильмов будет материал для обзора Бэдкомедиана)

_________________
Знал ли Создатель в шестой день творения,что уготовано миру людей...
info [Профиль]  [ЛС] 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 23-Апр 22:39

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы