Можно долго приводить доводы в пользу шедевральности Half-Life — неожиданно удачного дебюта студии Valve, который 19 ноября отметит свою 17-ю годовщину. Говорить о сюжете без диалогов, заставок, записок и сообщений с автоответчика, что навсегда изменило работу игровых сценаристов. Об искусственном интеллекте, отменившем гегемонию декораций в виртуальных перестрелках, или о головоломках, ставших неотъемлемой частью жанра. Но в конечном итоге это сродни объяснению ребёнку, почему трава зелёная — обычно всё заходит в тупик на рассказе о хлорофилле. Однако факт остаётся фактом: трава — зелёная, вода — мокрая, а Half-Life — шедевр на все времена. Чем не повод тряхнуть стариной?
Почему играть?
Ответ очевиден: лучшего способа причаститься к классике шутеров сегодня не придумаешь. Да, DOOM и Quake от id Software были более новаторскими для своей эпохи, но современному пользователю они могут показаться чересчур невзрачными и неуклюжими. А Half-Life, несмотря на почтенный возраст, держится молодцом и хранит товарный вид. Что не удивительно: едва купив лицензию на движок от Quake в 1996-м, Гейб Ньюэлл и Майк Харрингтон из свежеобразованной Valve поняли, что надо делать ставку на эффекты, а потому — пересобрать «моторчик». Чем они и занялись, оставив нетронутой лишь четверть исходного кода. Старания не прошли даром: после релиза игра снискала любовь миллионов поклонников по всему миру, от гиков до селебрити вроде голливудского режиссёра Квентина Тарантино, подумывающего снять фильм по мотивам.
В техническом плане шутер стал если не революцией, то уж точно прорывом: вода в нём течёт, огонь — горит, а геймер видит результат действий, от разлетающихся на куски окон и ящиков до пулевых отверстий. Так что если не отвлекаться на разглядывание текстур и подсчёт полигонов, Half-Life сохраняет актуальность и в наши дни. Впрочем, не технологии делают шутер выдающимся: как ни крути, это прошлый век в прямом смысле слова, поэтому ожидать чего-то экстраординарного от графики или физики не приходится.
Душа игры — сюжет и герой, молодой учёный Гордон Фримен, изобретающий телепорты в подземном исследовательском центре Black Mesa. Однажды вместо работы он попал в ад: из-за неудачного эксперимента комплекс оккупировали монстры с планеты Зен, а правительство, дабы замести следы, выслало спецназ с приказом стрелять во всё, что движется. Но единственным, кто действительно справляется с этой задачей, оказывается тщедушный кандидат наук в очках, совершенно нетипичный для боевика персонаж. Хотя ещё в 1997-м герой Half-Life соответствовал духу времени — космобайкер Иван с бородой и плечами, как у Поля Баньяна — позже Valve сменила эту грозу женщин и тентаклей на полную противоположность. На выпускника Массачусетского технологического института, словно сошедшего с кадров «Теории большого взрыва» — с той лишь разницей, что у Фримена есть HEV-костюм, считающий патроны и защищающий от травм.
В тихом омуте черти водятся: из учёного вышел отличный убийца, а заодно протагонист, равного которому не сыскать до сих пор. Всё, чего он коснулся, вошло в историю: от красного ломика, своеобразного символа Half-Life, до ходячей тестикулы Гонарча и хэдкрабов — фантазии на тему лицехватов из «Чужого». А «лямбда» с логотипа проекта превратилась в самую цитируемую букву греческого алфавита, её узнают даже те, кто ни черта не смыслит в полураспаде. Не меньшее влияние на индустрию оказал метод сценариста Марка Лейдлоу, благодаря которому история подаётся не столько через реплики NPC, сколько в виде событий и даже геймплея. Тем более, на разговоры Фримен не горазд — он вообще не произносит ни слова. Конечно, немота послужила поводом для домыслов и шуток, некоторые из которых ушли в самостоятельное плавание. Например, шоу Росса Скотта Freeman’s Mind увлечёт даже тех, кто «не в теме» — хотя бы потому, что чувства юмора автору не занимать.
Да простят нас фанаты System Shock, но Half-Life — фактически первый «умный» шутер, столь же далёкий от схемы «беги-стреляй», сколь Гордон Фримен — от образа космодесантника или качка с бензопилой. Раскрытие тайн Black Mesa, продвижение по сценарию и даже битвы с боссами завязаны вокруг решения головоломок. Здесь вдоволь обходных путей, а враги умеют прятаться, маневрировать и, в случае чего, дадут очередь по вентиляции, откуда доносится постукивание фомки. Хотя сотрудники Valve вдохновлялись идеями своего времени, взяв от каждой понемногу, после 1998-го жанр перестал быть одноклеточным, спинномозговым, а это, согласитесь, не меньшее достижение, чем движки от id Software. Не случайно по версии Metacritic Half-Life опережает в рейтинге прочие шутеры для PC, включая BioShock, и уступает лишь собственному сиквелу.
Valve осеменила индустрию так же уверенно, как id Software до неё. Почва, возделанная студией Гейба Ньюэлла, плодородна: на ней выросла технология Source, едва ли не самый популярный сетевой шутер и хит компьютерных клубов Counter-Strike, не говоря уже о книгах, комиксах, любительских экранизациях, модах и мемах. Да что там, это магия пополам с квантовой физикой, где нечто рождается из ничего. Фримен не говорит ни слова, но он всё равно разошёлся на цитаты. А всякий уважающий себя девелопер норовит изготовить из героя пасхальное яйцо — то в S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl он попадёт, то в недавнюю Mad Max. В хоррор Penumbra: Overture занесло только руку с ломиком — но и так понятно, чью. А как вам доходящие до абсурда пересуды о третьей части? Серьёзно, это самая обсуждаемая из несуществующих игр. В общем, проходя мимо Half-Life, вы пропускаете тему не только игровой, но и популярной культуры в целом.
Как играть сегодня?
Геймпады в сторону! Именно так, поскольку творение Valve изначально задумывалась, как продукт для PC, а конкретнее — для операционной системы Windows (даром, что ли, Ньюэлл и Харрингтон батрачили на Microsoft?). Поэтому единственно кошерный способ ознакомиться с шутером в наши дни — купить его в Steam. В отличие от большинства классических игр, эта по-прежнему продаётся — за какие-то 10 долларов, с двумя официальными DLC (Blue Shift и Opposing Force) и Team Fortress Classic в придачу. Либо, как вариант, взять за шесть «зелёных» малость подтянутую до возможностей современного железа Half-Life: Source.
Главное, что всё это добро запустится даже на слабом компьютере. А для тех, кому претят «окна», в Steam есть порты для Linux и OS X, работа над которыми завершилась только в 2013-м. Здорово, что ради одного из лучших экшенов в истории не надо тратиться на новую видеокарту или менять операционку, правда?
Для эстетов, которым важно не только содержание, но и форма, умельцы собрали мод Black Mesa. Это тотальная ревизия оригинала, где была обновлена буквально каждая деталь, от плакатов на стенах до анимации врагов. Забудьте про четыре варианта учёных и одну модель охранника, про неказистую графику при пещерном освещении, про спартанские интерьеры. Да и любители разглядывать текстурки не уйдут обиженными.
Разработчики даже добавили сюда головоломок и кое-где подкрутили геймплей, но сохранили атмосферу исходника. Хотя этот пропуск в 1998 год оформлен со вкусом и знанием дела, игра всё же менее требовательна, чем современные блокбастеры.
Отметим ради справедливости, что стараниями Gearbox Software в 2001 году отрелизился крайне достойный порт для PlayStation 2, отличавшийся, кроме прочего, аддоном Decay с кооперативным режимом и возможностью поиграть за создательницу HEV-костюма Джину Кросс. Хотя консоль уже устарела, да и встречается она в наших широтах нечасто, обходить вниманием эту версию было бы несправедливо. Впрочем, у PC-геймеров нет повода для грусти: в 2008-м группа украинских фанатов перенесла Half-Life: Decay на компьютеры, и сейчас аддон можно скачать на сайте разработчиков.
Во что ещё играть?
Логично же: лучше гор могут быть только горы… И потом, нет более обласканной критиками игры для PC, что, как минимум, побуждает пройти сиквел хотя бы раз. Здесь продолжается история, начатая в лабиринтах Black Mesa: пришельцы захватили мир, обустроили штаб в Сити 17 и завербовали особо податливых людей в качестве полицаев.
Естественно, несмотря на подпольное сопротивление и донельзя крутую Аликс Вэнс, бросить вызов системе способен только заматеревший Фримен. Фомка, костюм, набор самого невероятного оружия и ботанские очки прилагаются. В 2004 году Valve намеревалась при помощи второй части продемонстрировать возможности движка Source, поэтому тогда шутер являл собой веху девелоперской мысли, да и сейчас выглядит ничего. Тем удивительнее видеть и проходить его на NVIDIA Shield где-нибудь по пути с работы домой.
DOOM 3
Невероятно, но факт: Half-Life изначально задумывалась, как хоррор: вы только рассмотрите вблизи учёных, заражённых хэдкрабами! Хотя в эпоху Amnesia, Alien: Isolation и (почему бы нет?) Five Nights at Freddy’s как-то странно рассуждать об ужасающем воздействии дебюта Valve или первой DOOM, обе в своё время нагнетали атмосферу и напрягали нервы. Но прошли годы, страх стал требовать больше полигонов, текстур и внезапности, поэтому HL растеряла былой саспенс. Благо, под ним обнаружилась прослойка иронии, а ещё глубже забил фонтан сатиры.
Другое дело — сериал от id Software, прямой и плоский, будто школьная линейка. В DOOM 3 разработчики попытались разнообразить стандартный лейтмотив про крутого десантника и наседающих со всех сторон монстров, вдохновившись, очевидно, похождениями Гордона Фримена. Здесь тоже есть база с жуткими тварями внутри, делящиеся сведениями безобидные учёные, немой герой, прыжки между мирами и фонарик на правах ломика. Это шутеру не во вред. Вредит же ему серьёзность. Зато картинка удалась такой, что ещё несколько лет после релиза DOOM 3 в 2004-м она служила примером: «смотрите, как надо делать освещение!». И в ней по-прежнему страшно.
Wolfenstein: The New Order
По-хорошему (но не по-настоящему!) старомодный боевик с приятной толикой безумия от MachineGames. Достаточно сказать, что в нём есть аптечки, потайные комнаты и требующие изобретательности боссы, а тактические лазы вроде вентиляций словно взяты из классики 90-х, и нисколько не портят кулуарных перестрелок. DLC Old Blood даже предлагает орудовать обрезком трубы — чем не замена ломику?
Разработчики прежде всего стремились перезапустить знаковый для жанра сериал, но вышел реверанс старомодным шутерам, где угадывается влияние не только оригинала или Call of Duty, но и Half-Life. Лучшего подарка для тех, кто тоскует о былом, но не хочет морщиться от лиц NPC из двух полигонов, просто не придумать.
HL3 по-любому эксклюзивом к Steam Machine будет. Эх, Габен, ты старый хитрый лис)
Steam Machine - это самый обыкновенный ПК на линуксе. Ставишь винду - паровой машиной железка быть не перестанет, поддержка своего геймпада не пропадёт, а количество игр только вырастет (ибо все мы знаем, что на линуксах кроме инди не так много "полноценных" проектов, как хотелось бы). Вопрос: как потенциальный HL3 может стать эксклюзивом стимовой машины, если на ней вертится обыкновенная винда/линукс, а сама она собрана на самом обычном железе?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы