Ошибка

Много шума из ничего, или Вся правда о звуках в кинематографе [Обзор]

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

A$taroth

Пол: Пол:Муж

Стаж: 13 лет

Сообщений: 4829

Рейтинг

post 06-Окт-2012 21:36 0[+]

[Цитировать] 


Много шума из ничего, или Вся правда о звуках в кинематографе


6 октября 1927 года принято считать днем рождения звукового кинематографа: в Нью-Йорке в кинотеатре на Таймс-сквер прошел показ первого в истории звукового фильма "Певец джаза" с Элом Джолсоном в главной роли.

http://s002.youpic.su/pictures/1349467200/848e812a079ecbab398aeffcd50e2ccc.jpg
Кадр из фильма "Певец джаза", 1927

Это событие - один из "контрольных выстрелов" в "великого немого" и его главного героя - Чарли Чаплина. "С приходом звука в кино, - с горечью писал Чаплин - очарование и беззаботность Голливуда канули в лету, он превратился в серьезный деловой промышленный центр. Звукотехники переоборудовали студии <…>. К сложнейшей аппаратуре тянулись тысячи электрических проводов, люди в наушниках, экипированные словно марсиане, сидели возле играющих актеров, над которыми свисали удилища микрофонов. Все это подавляло своей сложностью, разве можно было сохранять творческое состояние среди такого нагромождения металла?"

Многие, как и Чаплин, были уверены, что звуковое кино – лишь дань моде, временное увлечение, но люди в наушниках довольно быстро доказали обратное. Компьютеры, цифровые технологии, команды специалистов по саунд-дизайну – все это работает на киноиндустрию в наши дни, но так было не всегда.
Чарли Чаплин в фильме "Новые времена", 1936

Не стреляйте в тапера, он играет, как умеет


Строго говоря, кино никогда не было немым: показ фильмов нередко сопровождала живая музыка или запись с пластинки. За музыку в кинотеатре отвечал тапер – пианист, изо всех сил барабанящий по клавишам (качество инструмента, как правило, оставляло желать лучшего), пока в зале шел фильм, или небольшой оркестр. Хорошего тапера отличала способность к импровизации, ведь музыка в его исполнении должна была соответствовать происходящему на экране – и нагнетать атмосферу перед "страшными сценами", и поддерживать комические эпизоды.

Иногда вместе с тапером работали и специальные актеры, которые, находясь за сценой, создавали дополнительные звуковые эффекты. Например, многочисленные падения комиков сопровождались особыми ударами по барабану, а также протяжным звучанием трубы или тромбона.

После 30-х годов в кинотеатрах таперов полностью заменила сначала пленочная запись, потом – страшный зверь по имени Dolby Digital, а профессия осталась востребована лишь в ресторанах, кафе, да на редких показах немого кино для эстетов и любителей старины.

Снег из крахмала и Чубакка-морж


Когда в конце XIX века последователям неутомимого Эдисона удалось, наконец, совместить изображение со звуками, оказалось, что их кинематографу требуется превеликое множество. Какие только приспособления не использовались (некоторые используются до сих пор!), чтобы имитировать тот или иной звук и записать его на пленку.

По легенде, распространенной в мире кино, один из первых специалистов по саунд-эффектам Джек Фули на съемках "Спартака" Стенли Кубрика записал звук к сцене шествия римских легионеров с помощью всего лишь одной связки ключей. Обычно же в студиях шумового озвучивания можно обнаружить множество странных на первый взгляд вещей: например, мешочек с крахмалом – его используют, если герою вдруг нужно похрустеть свежевыпавшим снегом. Постучать копытами можно, надев на руки специальные деревянные приспособления с прикрепленными к ним подковами. Разные виды шорохов создаются с помощью десятков бумажных лент, подвешенных к потолку, а звук падающих листьев имитирует крутящийся барабан с листками бумаги внутри. Гром в кино можно вызвать, ударив тяжелым предметом по металлическому листу, специальный эффект для его имитации Castle Thunder, который используется во множестве лент, был создан в 1931 году для фильма "Франкенштейн".

Отдельная тема – это звуки животного мира и разных мифических существ, которыми густо заселен кинематограф. Для их создания используют всевозможные приборы и приемы обработки – ускорение или замедление, всяческое искажение звучания, проигрывание звука задом наперед, объединение разных звуков. Одним из первых экспериментов в этой области стал знаменитый голос гигантской обезьяны Кинг Конга, который произвел на зрителей неизгладимое впечатление. На съемках в 1933 году звукорежиссер Мюррей Спивак совместил рык льва и рев тигра и довел получившееся нечто до нужного эффекта с помощью ускорения и замедления.
http://s002.youpic.su/pictures/1349467200/122a69449011d61742b20ffd9813159f.jpg
Кадр из фильма «Кинг-Конг», 1933

Легендарный вуки Чубакка из "Звездных войн" получил свой голос в наследство от медведей, моржей, верблюдов и барсуков. Запись всех слов заняла у монтажера Бена Бертта около двух недель. Одной из главных составляющих голоса Чубакки стали звуки черного медведя по кличке Тарик, который жил в зоопарке "Счастливая долина" в Калифорнии. Также звукорежиссер создал "космический" голос робота R2-D2.
http://s002.youpic.su/pictures/1349467200/d4f1d66dc2b261d491e968d86d0434ee.jpg
Кадр из мультфильма «ВАЛЛ-И»

Кстати, закончив работу над "Звездными войнами", Бертт пообещал было супруге: "больше никаких роботов", но уже очень скоро взялся за новый проект – мультфильм "ВАЛЛ-И", где главным героем стал трогательный и одинокий маленький робот. Работая над этим проектом, Бертт создал библиотеку из 2400 файлов – больше, чем для какого-либо другого фильма. Например, для ползущего таракана он сделал запись звука, то защелкивая, то раскрывая пару полицейских наручников. А озвучить летающую ЕВУ помогла специально сконструированная действующая трехметровая модель реактивного самолета - Бен Бертт записал, как этот аппарат пролетает прямо над его головой. Пробежка по коридору вместе с холщовым мешком, волочащимся по ковровому покрытию, создала звук, подходящий для иллюстрации песчаного шторма на опустевшей Земле. А проворачиваемый вручную инерционный стартер от биплана 30-х годов стал источником звука, который издает ВАЛЛ-И при движении по ровной поверхности.

Иногда оно замолкает

http://s002.youpic.su/pictures/1349467200/2ac62b2cd5ef6a7c69115edb99eda2e8.jpg
Аппаратная звукорежиссёра

С помощью современных технологий записи и обработки в кино можно получить практически любой, даже самый фантастический звук, и это разнообразие нам уже не кажется диковиной. А вот немое кино сегодня, наоборот, перекочевало в разряд экспериментов, и время от времени режиссеры сознательно возвращаются к этой стилистике в своих работах. Среди самых известных современных фильмов, снятых без звука и на черно-белой пленке - "Юха" (1999) финского режиссера Аки Каурисмяки – экранизация романа Юхани Ахо, "ужастик" Эндрю Лимана "Зов Ктулху" (2005) по одноименному рассказу Говарда Лавкрафта, сюрреалистическая комедия Гая Маддина "Клеймо на мозге" (2006) и фантастическая драма "Антенна" Эстебана Сапира (2007).

А чего стоит триумф немого "Артиста" Мишеля Хазанавичуса на Каннском фестивале и премиях "Золотой глобус" и "Оскар" в этом году? Трогательная история о Голливуде 1920-х годов, где царствовал беззвучный кинематограф, и о его свержении, не оставила шанса "звучным" конкурентам, после чего эксперты предположили, что американская индустрия в скором времени вновь поставит черно-белое немое кино на поток - а значит, "великий немой" еще не сказал свое последнее слово.
http://s002.youpic.su/pictures/1349467200/699bbfbc646bcf5d6ec134c2619a1fc1.jpg
Кадр из фильма Мишеля Хазанавичюса "Артист"

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


info [Профиль]  [ЛС] 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 02-Май 13:28

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы