Ошибка

Моцарт джаза Луи Армстронг [В мире / Музыка]

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

A$taroth

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4829

Рейтинг

post 04-Авг-2011 21:18 [-]5[+]

[Цитировать] 


Моцарт джаза Луи Армстронг


Джаз родился раньше, чем Луи Армстронг. Но росли они вместе. Луи дал джазу новое дыхание, сделав его звуки теплыми и яркими, как летнее утро, и густыми, как мед. Человек с шаловливой улыбкой и чуть клоунской манерой общения превратил джаз в высокое виртуозное искусство, достояние самых взыскательных ценителей музыки, и положил начало мировой джазомании. 4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга.

Сгусток американской энергии

Композитор Джордж Гершвин считал, что джаз – "это выплеск энергии, которую накопила Америка". Судя по искусству Армстронга, он вобрал в себя значительную часть американской энергии.

Джазмены часто говорят, что музыкант должен "рассказывать историю". Маэстро Армстронг рассказал людям бесчисленные истории с разными настроениями, извлек из джаза, кажется, все мыслимые возможности. Труба и хрипловатый голос – два великих инструмента Армстронга – исполняли и песни для мюзиклов, и "разговорные", с диалогами, церковные песнопения, и танцевальные мелодии для вечеринок, и лирические серенады влюбленного.

В музыке "Луи Великого" даже диссонансы звучали, как гармония, а странные сочетания музыкальных стилей выглядели как естественные, существовавшие испокон веков. Вся музыка Господина Джаз (так назвал Армстронга его коллега Дюк Эллингтон) была признанием в любви к миру: "And I think to myself, what a wonderful world!".

Джаз как природа души

Луи Армстронг родился в Новом Орлеане "в бедности, рос в невежестве, но, к счастью для нас, был гением", заметил джазовый критик Джеймс Коллиер. По силе, легкости и раннему развитию дара Армстронга можно сравнить с Моцартом. Подростком, не зная нотной грамоты, Луи виртуозно играл на корнете – медном духовом инструменте, "гибриде" рожка и трубы. Прирожденный мелодист, он схватывал музыкальные азы на лету, прямо на практике, и начинал импровизировать. "Чувство джаза – это нечто природное", – поясняет композитор Георгий Канчели, автор многих джазовых композиций.

Музыкальным университетом Армстронга стала… колония. Он в шутку пальнул из чужого пистолета и оказался в исправительном интернате. "Эта колония была для меня, скорее, школой-пансионатом, а не тюрьмой", – скажет потом маэстро. Именно там он начал исполнять музыку. А в 16 лет у мальчишки из нищей семьи, в которой он оказался главным кормильцем, уже был собственный оркестр, игравший в барах на вечеринках.

В 18 лет Армстронг был корнетистом в лучшем джаз-банде Нового Орлеана. Он уже тогда мог начать сольную карьеру: у юноши, помимо огромного таланта, был несгибаемый дух и колоссальная работоспособность. А к 22 годам Луи уже считался лучшим джазменом мира.Словом, тут бы начать славное "одиночное плавание". Но Армстронг был уверен в том, что нельзя бросать своих учителей – музыкантов-джазистов. Его жене-пианистке пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы заставить мужа делать сольную карьеру. И его звезда тут же стала сиять ярче всех в Нью-Йорке, Новом Орлеане и Чикаго.

"Счастливчик Луи" в 28 лет уже считался классиком, частью музыкальной истории XX века. Его работы всерьез изучали музыковеды Европы и США. А среди любителей джаза началась "армстронговская лихорадка" – пластинки с записями музыканта раскупались мгновенно. Меломаны бурно обсуждали, как легко и захватывающе Армстронг исполняет тот или иной пассаж, как владеет верхним регистром, как солнечно звучит его голос, как вибрирует звук трубы.

Спустя десятилетия меломаны уже лазили по чердакам и подвалам старых домов, чтобы найти первые записи гения джаза. Музыкант-ударник Джин Крупа подчеркивал, что все джазмены так или иначе отдают музыкальную дань Армстронгу: "Все сделал Луи, и сделал первым".

К середине 1950-х Армстронг уже снялся в полсотне фильмов. Как говорили его коллеги, он готов был выступать 365 дней в году. Шоумена приглашали даже на академические оперные сцены – например, в нью-йоркский театр Метрополитен-опера.

Вместе с великой джазовой певицей Эллой Фицджеральд Армстронг записал оперу "Порги и Бесс" Гершвина. Трудно исполнить знаменитую колыбельную "Summertime" душевнее и виртуознее, чем этот дуэт. А в 1960-е весь мир распевал "Hello, Dolly!" из одноименного мюзикла, в котором пели Барбра Стрейзанд и Луи Армстронг.

Армстронг по-русски

Знаменитые джазмены и джазовые композиторы, например, Алексей Козлов, Игорь Бутман и Георгий Канчели, рассказывали о том, как прослушивание Армстронга в детстве определило их музыкальный стиль на всю жизнь. Леонид Утесов также слышал ранние записи Господина Джаз. Многие новые джазовые стили Утесов впоследствии не принял. Но то, что кинокомедия Григория Александрова "Веселые ребята" (1934) с Утесовым в главной роли впитала американский джаз, в частности, джаз Армстронга, – несомненно.

Влияние Армстронга так или иначе испытал на себе и Дмитрий Шостакович. Он признавался джазисту Цфасману, что перед сочинением собственных джазовых композиций прослушивал почти весь советский и зарубежный джаз.

Если бы Армстронг приехал на гастроли в СССР, как Дюк Эллингтон, его ждал бы восторженный прием. Мнение Никиты Хрущева, сравнивавшего "шумовую музыку джаст" с "радиопомехами", а свои ощущения от него – с ощущениями от "колик в животе", на деле разделяли немногие.

На одном из джазовых сайтов меломаны приводят свои собственные афоризмы об этом музыкальном искусстве. Например, такие: "Джаз – это драйв, импровизация и чувство свободы", "Джаз – большое искусство вкупе с кайфом", "Джаз – это развлечение по обе стороны рампы", "Джаз – душевный разговор с публикой". Сложились бы такие мнения о джазе без Луи Армстронга? Едва ли. Он стал сутью джаза, его воплощением и расцветом. Сейчас, спустя 40 лет после его смерти, его мелодии по-прежнему звучат.

Луи Армстронг


Афроамериканский джазовый музыкант, композитор, вокалист, руководитель оркестра Луи Дэниэль Армстронг (Louis Daniel Armstrong) родился 4 августа 1901 г. в Новом Орлеане, штат Луизиана (США). До тех пор, пока в конце 80-х не было обнаружено свидетельство о рождении, датой его рождения считалось 4 июля 1900 г. - сам Армстронг при жизни придерживался легенды, будто он родился в день независимости Америки в начале века.

Армстронг рос в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана, отец рано бросил семью и ребенка воспитывала бабушка. Они жили в Сторивилле, черном районе, известном своими барами, клубами, танцзалами и публичными домами.

С самого раннего детства Луи зарабатывал деньги продажей газет, а вечерами пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. Позднее занимался продажей угля, работал в порту.

Первое музыкальное образование Армстронг получил в лагере-интернате для малолетних правонарушителей Jones Home, куда он попал в 1913 г., устроив стрельбу из пистолета во время празднования Нового года. В лагере был оркестр, который исполнял традиционный репертуар того времени - марши, рэгги и популярные песенки. Луи сразу присоединился к лагерному оркестру и научился играть на корнете; он подбирал на слух мелодии, услышанные в детстве на улицах Нового Орлеана.

Пробыв в приюте 18 месяцев, Армстронг вышел из него достаточно техничным музыкантом.

После освобождения он вернулся домой, перебивался редкими заработками, выступал в барах с любительскими ансамблями, обучаясь искусству джаза у новоорлеанских музыкантов. Постепенно Луи становился настоящим музыкантом.

На молодого и способного юношу обратил внимание Джо "Кинг" Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города. Кинг Оливер, который покровительствовал Армстронгу, часто посылал его играть вместо себя. В 1918 г. по его рекомендации Армстронг был принят в оркестр очень влиятельного тромбониста "Кида" Ори на место Оливера, уехавшего в Чикаго. После 16 месяцев работы у Ори Армстронг присоединился к бэнду Фэтса Мэрейбла и два года работал на экскурсионных пароходах, плавающих вверх по Миссисипи. Мэрейбл преподал юноше первые основы нотной грамоты.

В 1922 г. по приглашению Кинга Оливера Луи Армстронг приехал в Чикаго, чтобы выступать с оркестром Оливера "Креольский джаз-бэнд" в качестве второго корнетиста. В составе этого оркестра Армстронг устроил собственные первые записи.

В 1923 г. Армстронг познакомился с пианисткой Лили Харден, которая через год стала его женой. Лили уговорила Луи перейти в оркестр Флетчера Хендерсона. В 1924 г. Луи Армстронг переехал в Нью-Йорк, где в течение 11 месяцев был трубачом-солистом в оркестре Хендерсона, параллельно записав с группой Кларенса Уильямса Blue Five композицию Red Onion Jazz Babies.

В 1925 г., по истечении срока ангажемента у Хендерсона, Армстронг вернулся в Чикаго и вместе с женой Лили организовал собственную группу Hot Five, в которую вошли тромбонист Кид Ори, кларнетист Джонни Додс, банджист Джонни Сент-Сир и пианистка Лили Харден. В мае 1927 г. к квинтету примкнули тубист Пит Бриггс и барабанщик Бэби Доддс и группа стала называться Hot Seven.

В это время им были записаны вещи, вошедшие в золотой фонд джаза: Cornet Chop Suey, Hebbie Jebbies, Potatoe Head Blues, West End Blues. В этот период Армстронг постепенно переходит от корнета к более звучной трубе.

В 1926 г. Армстронг был солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, после ухода которого возглавлял этот коллектив до 1929 года.

В 1927 г. в течение короткого периода времени он руководил собственным оркестром Louis Armstrong And His Stomperts. В тот же период выступал в дуэте с Эрлом Хайнсом, в оркестре Кларенса Джонса, гастролировал в различных городах США.

В конце 20-х Луи Армстронг считался джазовой звездой первой величины, его исполнительский стиль ассоциировался с подлинным новоорлеанским джазом.

В 1928 г. Армстронг играл в студийной группе The Savoy Ballroom Five. В 1929 г. он окончательно перебрался в Нью-Йорк и выступал в Гарлеме и на Бродвее, где исполнил песню Фэтса Уоллера Aint Misbehavin в бродвейском ревю Hot Chocolates и стал популярен как вокалист. Он пробует свои силы в скэте (вокальном звукоподражании трубе); это произошло впервые при записи композиции Heebie Jeebies, ставшей хитом и окончательно сделавшей популярным скэт-пение.

Луи Армстронг первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт). В это время за ним закрепилось прозвище "Сэчмо" (Satchmo, сокращение от Satchel Mouth , "рот, похожий на кошелку"; у него была профессиональная травма верхней губы - деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука).

В 30-е Луи Армстронг совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только за рубежом, но и на родине. Прежде в США он был популярен главным образом у негритянской публики.

В начале 30-х его брак с Лили распался; Армстронг женился вновь, и вновь неудачно. Потом его женой стала Люсиль Уилсон, с которой он прожил до конца своих дней.

В 1936 г. он опубликовал автобиографическую книгу "Свинг это музыка".

До 1947 г. Армстронг работал с биг-бэндами, затем его менеджер Джо Глейзер организовал для него небольшую группу All Stars. В первый состав оркестра входили кларнетист Барни Бигард, тромбонист Джек Тигарден, барабанщик Биг Сид Катлетт, пианист Дик Кэри и контрабасист Арвелл Шоу. Секстет существовал до смерти Луи Армстронга. В разные годы в него входили Эрл Хайнз, Джо Башкин, Эдмонд Холл, Трамми Янг, Милт Хинтон, Кози Коул, Дэнни Барселона, вокалистка Велма Мидлтон.

Луи Армстронг и All Stars объездили всю планету, побывали в самых экзотических местах от Исландии до Ганы и Новой Зеландии.

В 50-е Армстронг записал свои основные хиты Blueberry Hill, Mack the Knife, Hello, Dolly, исполнил джазовую версию оперы Гершвина "Порги и Бесс" (вместе с Эллой Фицджералд).

В 1954 г. вышла вторая автобиографическая книга Луи Армстронга "Сэчмо. Моя жизнь в Новом Орлеане".

К середине 50-х Луи Армстронг был одним из самых известных в мире музыкантов. Госдепартамент США присвоил ему неофициальное звание "Посол джаза" и неоднократно спонсировал его мировые турне.

В 1959 г. Армстронг пережил инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда полностью не прекращал играть.

В 60-е Армстронг выступал только в качестве вокалиста. С годами болезнь губ развилась настолько, что стала причинять музыканту страдания всякий раз, как он прикладывал трубу к губам. Поэтому в записях этих лет преобладает вокал.

В 60-е разъезжая по всему свету (всегда вместе с женой, которую он называл "Мама Люсиль"), Армстронг считал себя миссионером, "послом джаза". Он был торжественно принят в Африке и Австралии, в Азии и в странах Восточной Европы (Чехословакия, Восточная Германия).

В конце 60-х здоровье Армстронга ухудшилось, врачи запрещали ему играть, он выходил на сцену всего на несколько номеров, но продолжал пользоваться огромным успехом.

В 1968 г. композиция What A Wonderful World в исполнении Армстронга поднялась на первые места в хит-парадах Америки, а в 1969 г. мировые экраны обошел мюзикл Hello, Dolly.

Помимо концертов и записей Луи Армстронг участвовал в многочисленных театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинофильмах. Он снялся в более чем в 30 художественных кинофильмах, в том числе в таких известных, как "Пенни, упавшие с неба" (1936), "Художники и натурщицы" (1938), "Новый Орлеан" (1946), "Песня родилась" (1948), "История Гленна Миллера" (1954), "Высшее общество" (1956), "Пять пенни" (1959), "Парижский блюз" (1966), "Хелло, Долли!" (1969) и других.

Многие джазовые мелодии и песни приобрели неслыханную популярность в его интерпретации: West End Blues, Tiger Rag, Struttin With Some Barbeque, Potato Head Blues, Make The Knife, Mame и другие.

При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера. Он оставил огромное число грамзаписей.

В марте 1971 г. прошли последние выступления Луи Армстронга и All Stars в Нью-Йорке, а 6 июля 1971 г. он скончался в Нью-Йорке. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.


Автор - Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости


info [Профиль]  [ЛС] 

Joey

Пол: Пол:Муж

Стаж: 13 лет

Сообщений: 443

Украина
Рейтинг

post 04-Авг-2011 23:06 (спустя 1 час 48 минут) [-]0[+]

[Цитировать] 

Офигенный джаз у него! Огромное спасибо автору самой статьи и Astaroth kolob_118 . Очень интересно было почитать!
info [Профиль]  [ЛС] 

[Che]

Пол: Пол:Муж

Стаж: 15 лет

Сообщений: 1813

Украина
Рейтинг

post 05-Авг-2011 00:42 (спустя 1 час 36 минут) [-]0[+]

[Цитировать] 

Никогда не понимал тех кому НЕ нравится джаз...

_________________
info [Профиль]  [ЛС] 

Joey

Пол: Пол:Муж

Стаж: 13 лет

Сообщений: 443

Украина
Рейтинг

post 05-Авг-2011 00:54 (спустя 12 минут) [-]0[+]

[Цитировать] 

[Che]
Ну кому то нравится "Шарик, я как и ты был на цепи" и т.д.... Эта музыка проходит, а песни и музыка Луи Армстронга будет жить еще ооочень долго)
info [Профиль]  [ЛС] 

post 21-Окт-2011 14:28 (спустя 2 месяца 16 дней) [-]0[+]

Топик был перенесен из форума Новости в сети в форум Архив (Новости в сети)

chrome
 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 18-Окт 12:49

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы