Ошибка

Башня, деньги, три билборда: Итоги фестиваля в Торонто [Кино]

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

A$taroth

Пол: Пол:Муж

Стаж: 13 лет

Сообщений: 4829

Рейтинг

post 19-Сен-2017 00:46 [-]0[+]

[Цитировать] 


Башня, деньги, три билборда: Итоги фестиваля в Торонто


Рассказываем о тенденциях 42-го киносмотра в Канаде, о скандалах, критике и о том, чем TIFF раздражает жителей Торонто.

Кино и немножко нервно


Перед началом 42-го кинофестиваля в Торонто разразился небольшой скандал: генеральный директор киносмотра Пирс Хэндлинг объявил о своем уходе. Он возглавлял TIFF (аббревиатура фестиваля в Торонто) 23 года. Пожалуй, мало кто из руководителей подобных мероприятий может похвастаться таким долгим пребыванием в должности. 42-й кинофестиваль проходил в обстановке легкой нервозности, многие решения Хэндлинга критиковались, а канадская газета Globe and Mail 17 сентября, в день закрытия TIFF, вышла с разгромной статьей о нем.
Фестиваль в Торонто начинался в Каннах. В середине 1970-х в одном из многочисленных баров на набережной Круазетт юрист из Торонто Дасти Кол хватил лишку и сообщил своему другу Биллу Маршаллу, эксперту по коммуникациям, что было бы недурственно устроить фестиваль и в Канаде. Как и во всех хороших посиделках, не обошлось без третьего. Им стал бывший архитектор Хенк Вин дер Колк, вместе с Маршаллом продюсировавший фильмы для администрации провинции Онтарио. В 1976-м троица анонсировала первый «Фестиваль фестивалей» — недельное мероприятие, рассчитанное на просмотр иностранного кино. Голодные до фильмов жители Торонто с удовольствием устремились в кинотеатры.

Спустя 40 лет TIFF стал одним из главных фестивалей в мире. Но ему все труднее справляться с конкурентом — маленьким, но удаленьким фестивалем в Теллурайде, штат Колорадо. Американский киносмотр, длящийся всего пять дней, умудряется собрать самые громкие премьеры, все чаще заставляя TIFF подписывать крупные проекты словами «канадская премьера».

Всегда интересно сравнить ожидания с реальностью. После объявления программы мы выделили 15 наиболее ожидаемых мировых премьер. Откровенно слабыми из них оказались две картины — «Погружение» Вима Вендерса и «Кинги» Дениз Гамзе Эргювен. Лучшими мировыми премьерами TIFF из нашего списка стали следующие фильмы: «Я, Тоня», «Закон о детях», «Дыши ради нас», «Неповиновение», «Профессор Марстон и Чудо-женщины» и «Сильнее». Четыре из них основаны на реальных событиях.

Кто все эти люди?


Фестиваль 2017 года открылся фильмом «Борг/Макинрой», рассказывающим о реальном противостоянии двух теннисистов в 1980 году. Режиссер Янус Мец выстроил вокруг теннисного матча и непохожих друг на друга спортсменов не классическую спортивную драму, а скорее психологический триллер. Кинематографисты продолжают черпать вдохновение в биографиях известных личностей и исторических событиях, вытаскивая на экран не только Иосифа Сталина, Мэри Шелли, Уинстона Черчилля и Томаса Эдисона, но и Уильяма Марстона, Томми Вайсо, Молли Блум и Джеффа Боумена.

Кто все эти люди? Джеймс Франко снял свою лучшую на сегодняшний день картину, взяв в качестве основы историю создания «горе-творцом» Томми Вайсо культового фильма «Комната». Аарон Соркин выбрал для режиссерского дебюта автобиографию «принцессы покера» Молли Блум. Анджела Робинсон написала сценарий об изобретателе детектора лжи и психологе Уильяме Марстоне, который создал Чудо-женщину, и вывела на первый план его полиаморные отношения с женой и студенткой. Дэвид Гордон Грин перенес на экран судьбу обычного американского парня Джеффа Боумена, которому оторвало ноги во время теракта на Бостонском марафоне в 2013 году.

В каждой из этих картин историческая основа — лишь повод для разговора, хотя к реальным прототипам авторы относится с пиететом и уважением. Джеймс Франко с помощью Томми Вайсо говорит об исполнении мечты и бесконечной любви к кино. Соркин на примере умной и принципиальной девушки, организовавшей нелегальный покерный клуб, вновь рассуждает о психологии власти. Грин показывает, как трагический случай может повлиять на внешние обстоятельства, но не всегда меняет самого человека. Анджела Робинсон берет пикантный исторический факт о создателе популярной героини комиксов, чтобы в очередной раз поднять вопрос: что такое любовь и какие формы она может принимать?

На историческом материале основан и четвертый полнометражный фильм Анджелины Джоли. Актриса, продюсер и режиссер вновь исследует тему человеческих страданий в условиях войны, но на этот раз на примере геноцида в Камбодже. Другие режиссеры обращаются к персональному опыту и используют автобиографический материал, вплетая реальные события в сценарии чутких драм о взрослении. Египетский режиссер Амр Салама вспоминает собственное детство, в котором полуподпольные кассеты с записями Майкла Джексона ходили по рукам, вызывая восторг у подростков и гнев у консервативных родителей. Норвежка пакистанского происхождения Ирак Хам берет эпизод из собственной жизни, когда в 14 лет родители насильно увезли ее в Пакистан на «перевоспитание», и создает впечатляющий социальный хоррор.

«Оскар», скоро будет «Оскар»


Борьба за лучший фильм пока что не представляется явной. «Форма воды» слишком жанровая. «Три билборда» могут не показаться киноакадемикам достойными номинации, но за сценарий фильм, скорее всего, выдвинут. Равно как и Фрэнсис МакДорманд за ее превосходное вхождение в образ суровой, но ранимой матери убитой девушки. Вуди Харрельсон и Сэм Рокуэлл также претенденты на номинацию. «Темные времена» слишком английские, но Гари Олдман стопроцентно получит номинацию за роль Уинстона Черчилля.

Среди актрис будет серьезная борьба. «Я, Тоня» может подарить номинацию не только Марго Робби, но и Эллисон Дженни, блестяще сыгравшей мать главной героини. Джессику Честейн могут номинировать за роль в «Игре Молли». Сирша Ронан и Лори Меткаф, сыгравшие у Греты Гервиг в «Леди Птице» мать и дочь, тоже кандидатки на номинации. Джуди Денч за драму «Виктория и Абдул» — безопасный выбор.

Эндрю Гарфилд — идеальный кандидат на вторую номинацию, но, в отличие от «По соображениям совести», в «Дыши ради нас» его роль похожа на ту, что сыграл Эдди Редмэйн (и уже получил «Оскар»), поэтому шансы могут понизиться.

Индустрия дуется


К фестивалю в Торонто прилагается кинорынок, собирающий ежегодно профессионалов со всего мира. Закупщики киноконтента, они же байеры, жалуются, что последние три года в Торонто нечего покупать. Кино, представленное независимыми студиями на TIFF, не имеет коммерческой ценности. В качестве примера, вызывающего содрогание у закупщиков, приводится покупка прав на мировой прокат триллера Ильи Найшуллера «Хардкор». STX Entertainment в сентябре 2015-го заплатила за картину рекордные 10 млн долларов. Фильм заработал в мировом прокате всего 16,8 млн долларов. Среди других финансовых неудач — «Мисс Слоун» с Джессикой Честейн и «Хоть раз в жизни» с Кирой Найтли, также проданные в Торонто.

Традиционно в Торонто раскошеливаются такие прокатчики независимого кино, как The Weinstein Company, Focus Features и Fox Searchlight. Но 2017-й практически положил конец привычному укладу вещей. Прежде всего потому, что бизнес проката независимого кино меняется. На рынок вышли такие игроки, как Netflix и Amazon Studios, которые наглым образом финансируют множество проектов да еще и сами их прокатывают. Variety сравнивает их присутствие на рынке с акулой из «Челюстей»: они все время кружат где-то рядом и готовы отхватить самый лакомый кинокусок. Оставшаяся мелкая рыбешка не очень-то интересует крупных прокатчиков.

Интересный пример связан с черной комедией «Я, Тоня», завоевавшей в Торонто второе место. Премьера сопровождалась хвалебными рецензиями, но при этом продать фильм оказалось непросто. Продюсеры отказали Netflix (говорят, стриминг-гигант предлагал очень хорошую сумму), потому что хотели показывать ленту на больших экранах. При этом прокатчики не собирались платить за «Тоню» много. В частности, CBS Films была готова отдать 6 млн долларов, не видя картины, но после премьеры понизила предложение до 2 миллионов. В итоге ленту за 5 млн долларов купили Neon и 30West — это новые игроки на дистрибьюторском рынке. Можно представить разочарование продюсеров, потерявших миллион после премьеры. Рискнем предположить, что права продали за меньшие деньги, поскольку «Я, Тоня» изобилует нецензурной лексикой и насилием, а значит, получит прокатный рейтинг R, автоматически лишив ее широкого зрителя.

Fox Searchlight, потерпев поражение с драмой «Рождение нации», больше не покупает кино, стараясь производить его самостоятельно. Победитель Торонто, фильм Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», а также победитель Венеции «Форма воды» и популярная среди некоторых критиков драма «Борьба полов» сняты Fox Searchlight.

Кинобизнес меняется — это неотвратимый факт. Пока прокатчики и студии не представляют, как приспособиться к жизни в цифровую эпоху, но это понимание обязательно придет. Точно так же кинобизнес со временем перестанет быть мужским — женщины все активнее отвоевывают места в кадре и за кадром.

Женщины идут впереди


Из 340 полнометражных и короткометражных фильмов официальной программы треть снята женщинами, напомнил во время церемонии вручения наград художественный руководитель фестиваля Кэмерон Бэйли. Это вовсе не приблизительная цифра. Если в 2016 году фильмы режиссеров-женщин составляли 29% программы, то в этом году показатель вырос до 33,6%. Среди авторов короткого метра он еще выше — 42,4%.

Присутствие женщин-режиссеров в этом году действительно было заметно как никогда. Свои дебютные работы в качестве постановщиков представили актрисы Бри Ларсон, Молли Паркер и Грета Гервиг, с новыми фильмами приехали в Торонто Хайфа Аль-Мансор, Анджелина Джоли, Клио Барнард, Лиза Лангсет, Дениз Гамзе Эргювен, Валери Фэрис, Ирам Хак, Сюзанна Уайт, Ди Риис, Мэри Хэррон и многие другие. Название одного из фильмов — не самой удачной драмы Сюзанны Уайт о художнице и правозащитнице на Диком Западе «Женщина идет впереди» — вполне можно было назвать слоганом фестиваля.

Сильные, независимые и яркие героини становились центральными персонажами и тех лент, что сняты мужчинами. Молли Блум из уже упомянутого фильма «Игра Молли» Аарона Соркина, Элеанор Риз и Колетт Хьюз из «55 шагов», Диана Кавендиш из «Дыши ради нас» — список можно продолжать и продолжать. В «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны основным двигателем сюжета становится ярость и жажда возмездия, которую испытывает Милдред Хейс в исполнении Фрэнсис МакДорманд. Эта лента получила главную награду фестиваля — приз зрительских симпатий. Следующим в списке фаворитов аудитории стала «Я, Тоня» Крэйга Гиллеспи, в которой Марго Робби сыграла «быдло на льду», печально известную фигуристку Тоню Хардинг.

И Милдред Хейс, и Тоня Хардинг — это не типичные героини, они не пытаются понравиться зрителю, они острые на язык и жесткие в действии. Их недостатки, слабости и проступки становятся прочной основой для увлекательного и драматичного сюжета. Еще одна картина с женщиной в главной роли — «Форма воды» Гильермо дель Торо, которая, несмотря на хорошую критику и положительную реакцию публики в Торонто, не вошла в список финалистов. История любви немой уборщицы и монструозного человека-амфибии тоже строится в основном на героине Салли Хокинс. Ее Элайза является одновременно настоящей женщиной (дель Торо показывает Хокинс настолько привлекательной, что 41-летняя актриса легко заткнет за пояс любую юную красотку модельной внешности) и активно действующей героиней, чьи поступки во многом определяют судьбу остальных персонажей.

В намерении поддержать женщин, занятых в кинопроизводстве, два месяца назад TIFF запустил кампанию по сбору средств на проект Share her journey. В рамках этого проекта TIFF собирается выдавать гранты, поддерживать равные возможности, а также устраивать резиденции и другие мероприятия для женщин-кинематографистов. Соответствующая реклама предшествовала каждому из показов. В течение пяти лет TIFF намеревается собрать и потратить на проект 3 млн канадских долларов.

Конечно, наличие женщины (как и мужчины) в режиссерском кресле — это не гарантия качества фильма, интересного свежего взгляда, нового киноязыка. Так, критики остались разочарованы дебютом Бри Ларсон, первым англоязычным фильмом турчанки Дениз Гамзе Эргювен, новой картиной Лизы Лангсет. Однако благодаря другим кинематографисткам — Грете Гервиг, Ди Риис, Ирам Хак — на свет появились очень личные и искренние фильмы, которые вряд ли могли бы быть сняты мужчинами.

Критиковать каждый может


Жители Торонто уже привыкли к огромным очередям, которые растягиваются на несколько кварталов с перекрытыми улицами, но теперь жалуются на стоимость билетов. Когда фестиваль начинался в 1976-м, посмотреть новую картину можно было всего за 6 долларов. Сейчас цена билета на обычный показ колеблется от 28 до 35 долларов (включая налоги), а если хочется попасть на премьеру со звездами, то придется выложить от 48 до 59 долларов. Признаться, далеко не каждое кино стоит таких денег.
Отдельной жалобой в этом году стала задержка сеансов. На премьерных показах с участием звезд были повышенные меры безопасности. Вещи зрителей проверяли с невесть откуда взявшейся у расслабленных канадцев дотошностью. Как итог — задержка на 20—30 минут.

Тему с претензиями TIFF подняла газета Globe and Mail. Ее объемная статья рассматривает основные проблемы фестиваля, накопившиеся за последние годы. Одна из них — нежелание меняться.

В 1987 году Пирс Хэндлинг загорелся идеей построить для TIFF специальное здание, которое включало бы в себя не только несколько залов разной вместимости, но и выставочное помещение, лекторий, магазин сувенирной продукции, архив, рабочие офисы, лектории и прочие пространства для синефилов. Чертежи будущего небоскреба появились в 2003 году, но TIFF многие годы не мог найти финансирование. Деньги требовались немалые — 196 млн долларов.

Вместо предполагаемых трех-пяти лет строительство заняло десять. За это время киноландшафт претерпел значительные изменения, перейдя с пленки на цифру и предоставив зрителю выбирать между просмотром кино дома или в кино. Залы небоскреба TIFF Bell Lightbox, расположенного на улице King, заняты только две недели в сентябре. Остальное время они пустуют, поскольку жители Торонто не очень-то любят артхаус, который показывают в фестивальной башне. На ее содержание уходят приличные деньги, которые фестиваль мог бы потратить, например, на закупку более важных фильмов.

Выставочная составляющая TIFF тоже критикуется. В 2016 году пресса не сразу узнала о сокращении персонала, отвечающего за выставки. Экспозиция работ Гильермо дель Торо, которая планировалась поначалу в TIFF Bell Lightbox, в итоге переехала в художественную галерею Онтарио. Можно только представить, каких денег лишился фестиваль.

Программным директорам достается от газеты за огромное количество фильмов. Пресса и представители индустрии просто не успевают отсматривать все картины, а пресс-службы небольших фильмов сбиваются с ног, пытаясь вызвать интерес к своим проектам. Сколько стоящих лент оказались незамеченными? Никто не знает.

В ближайшее время фестивалю в Торонто предстоит определиться с новым руководителем. Он должен будет принять ряд решений — возможно, радикальных, если фестиваль хочет держать марку одного из главных кинособытий года. Как справится новый директор, узнаем через два года. 43-й кинофестиваль в Торонто, последний для Пирса Хэндлинга, пройдет с 6 по 16 сентября 2018-го.
Авторы - Татьяна Шорохова, Дарико Цулая
Источник

info [Профиль]  [ЛС] 

post 20-Сен-2017 00:02 (спустя 23 часа) [-]0[+]

Топик был перенесен из форума Новости (оформление) в форум Кино

A$taroth
 

post 28-Ноя-2017 08:45 (спустя 2 месяца 9 дней) [-]0[+]

Топик был перенесен из форума Кино в форум Архив (Новости в сети)

A$taroth
 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 16-Апр 17:10

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы