«Теснота»
Дебют ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова был отобран в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получил награду ФИПРЕССИ от Ассоциации кинокритиков. Рецензии на «Тесноту» как в российской, так и в зарубежной прессе сплошь восторженные. Молодой режиссер выбрал для первого фильма историю из конца 1990-х, которая разворачивается в его родном Нальчике. В бедной еврейской семье случается беда: сына с невестой похищают и требуют выкуп. Критики хвалили то, как хорошо Балагов чувствует актуальный киноязык, однако один эпизод разделил даже профессиональных каннских зрителей. Главная героиня с бойфрендом и его друзьями смотрят записи по видеомагнитофону, и в какой-то момент на кассете появляются реальные кадры с полей чеченской войны — не игровая инсценировка, а жуткий документ, где кровь, смерть и жестокость самые настоящие. Как отреагирует публика на «Кинотавре» — с одной стороны, профессиональная и готовая ко всему, с другой — все же достаточно консервативная? Подробно о «Тесноте» КиноПоиск писал во время Каннского кинофестиваля.
«Аритмия»
Борис Хлебников наконец-то возвращается в кино. После «Долгой и счастливой жизни» перерыв составил пять лет. Правда, на ТНТ успел выйти замечательный сериал «Озабоченные» с правдивыми, как это всегда бывает у Хлебникова, характерами и типажами, убедительными и смешными диалогами, точным слепком отношений между людьми. В «Аритмии» вновь на экране Александр Яценко, постоянный актер Хлебникова, на этот раз в роли пьющего врача скорой помощи, которому жена эсэмэской объявляет о разводе, а начальство угрожает увольнением.
«Про любовь. Только для взрослых»
Единственная из нашей подборки внеконкурсная картина — она закрывает смотр. Первый альманах «Про любовь» показывал солнечно-карамельную Москву и прикидывался серией романтических новелл, в которых, если присмотреться, было немало горечи. Секретарша раздумывает, стать ли любовницей босса, ведь ее парень без конца играет в видеоигры, а жить хочется как-то получше. Молодые люди встречаются в костюмах героев аниме, а вот без этой защитной брони, в привычном образе официантки или студента, им неуютно и друг с другом, и наедине с собой. Красавица лектор, знающая о любви все, ищет рискованного секса с незнакомцами, потому что это ее заводит. Какими предстанут современные горожане в новом альманахе без Анны Меликян в режиссерском кресле, но в статусе художественного руководителя? Расскажут ли что-то новое о том, какими стали отношения и любовь в неприлично большом городе?
«Турецкое седло»
«Они все как дети, за ними глаз да глаз нужен», — с пугающе ласковой улыбкой говорит пенсионер Ильич, главный герой «Турецкого седла». Агент по наружному наблюдению на пенсии, он не может избавиться от кагэбэшного прошлого и продолжает следить, следить, следить. Бесшумно и настойчиво. Юсуп Разыков в основном работает на телевидении. Его последние полнометражные фильмы — «Побег из Москвабада» и «Камень» — не назовешь удачными, но «Турецкое седло», судя по трейлеру, снято с легкостью, а сюжет представляется красивой метафорой современной России.
«Мертвым повезло»
В прошлом году снятый за смешные восемь тысяч рублей «Кредит» уфимского режиссера Вадима Валиуллина взял главный приз короткометражного конкурса «Кинотавра». В «Кредите» главная героиня, взяв ипотеку, узнавала, что у нее рак легких, после чего начинались несколько кругов ада и матерной перепалки с банковскими работниками. Осложнялось дело тем, что муж героини, работавший стюардом, погиб в авиакатастрофе. Зал на «Кредите» постоянно взрывался хохотом, хотя едкая сатира на современное общество, в котором ипотека и смерть — вещи какого-то одного порядка, скорее пугает, чем веселит. «Мертвым повезло» уже своим названием предполагает не менее безжалостный взгляд на окружающую действительность, хотя это и жанровое кино — комедийный слэшер про убийц-психопатов, работа над которым ведется с 2015 года. Опыт Валиуллина по крайней мере дает надежду на то, что независимое кино в России еще поборется за место под солнцем. Под сочинским солнцем свое место оно уже точно никому не отдаст.